Перейти к содержанию

Как работает ESP? Общая информация.


Рекомендуемые сообщения

Опубликовано




Занос на дороге общего пользования — вещь опасная и, как правило, неожиданная. ESP создана, чтобы не допускать его.






E[/size]SP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день аббревиатур, обозначающих одно и то же: систему динамической стабилизации автомобиля. В зависимости от производителя буквы в названии этой системы могут быть разными — ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, но суть везде едина: в опасных ситуациях эта электроника помогает вам справиться с автомобилем.
Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».
Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994 году. С 1995 года система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz CL 600, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.
Сегодня система динамической стабилизации доступна, хотя бы в качестве опции, почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: систему ESP можно обнаружить даже в относительно недорогом новом Volkswagen Polo. Так как же она работает?
 

4efb6ed109b602fa17002390.jpg

 


Так выглядит блок управления ESP на автомобилях Mercedes-Benz.


Современная ESP взаимосвязана с ABS, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); датчика положения рулевого колеса; датчика давления в тормозной системе.
Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называютG-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.
 

4efb6ed109b602fa17002393.jpg

 


Схема работы ESP


Обрабатывая сигналы с датчиков, контроллер постоянно сравнивает фактическое поведение автомобиля с тем, что заложено в программе. В случае если поведение автомобиля отличается от расчётного, контроллер понимает это как возникновение опасной ситуации и стремится исправить её.
Вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее колесо или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.
Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.
 

4efb6ed109b602fa17002396.jpg

 


Этот рисунок наглядно иллюстрирует ситуацию, когда водитель превысил максимальную скорость вхождения в поворот, и начался занос (или снос). Красная линия — это траектория движения машины без ESP. Если её водитель начнёт тормозить, у него есть серьёзный шанс развернуться, а если нет — то улететь с дороги. ESP же выборочно подтормозит нужные колёса так, чтобы автомобиль остался на нужной траектории.


Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания системы зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем подаётся команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.
Кроме того, в автомобилях, оборудованных автоматической КПП с электронным управлением, ESP способна даже корректировать работу трансмиссии, то есть переключаться на более низкую передачу или на «зимний» режим, если он предусмотрен.
 
Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать — например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт — «душит» движок.
К счастью, для опытных водителей во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.
 
ESP является одной из важнейших частей комплекса активной безопасности автомобиля. Она исправляет ошибки в управлении и часто помогает выйти из ситуаций, в которых среднестатистический водитель на обычном автомобиле потерпел бы полное фиаско. Главное достоинство ESP — с ней автомобиль перестаёт требовать от вас навыков экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль — а машина сама будет думать, как вписаться в поворот.
Но имейте в виду — возможности ESP по исправлению опасной ситуации не беспредельны. Ведь законы физики обмануть нельзя. Поэтому надо помнить, что ESP хоть и значительно снижает шансы на попадание в аварию во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.

  • + 5

Хочешь быть богатым - работай для бедных!
Делать из невозможного возможное - мое хобби!

Опубликовано

сегодня отключил кнопкой ESP и катался по парковке и кольцу, лепота!!!))) Скорость 60-70 км, есп не включалось само обратно, треугольник горел пока с кнопки не включил обратно

Опубликовано

А как правильно вести себя на наших машинах в случае заноса? Притормозить или газку подавить, или не то и не другое.

Опубликовано

опытным путем выявляется, мне всегда помогает если руль крутишь а тебя несет не по траектории , газу поддать но чуть чуть, машина выравнивается в сторону поворота, это при работе ESP в штатном режиме, а сегодня при отключенном ESP, обьежал препятствие вначале слегка оттормозился это все в заносе происходило, рулем задал нужную траекторию и поддал газу чтоб объхать препятствие , под рулевая соответственно, на пустыре попробуй как себя ведет машина чтоб не вьехать ни куда)))

Опубликовано

я езжу зимой на шипах, как себя липучка будет вести не проверял

Опубликовано
  В 21.01.2016 в 21:14, Bulbas сказал:

опытным путем выявляется, мне всегда помогает если руль крутишь а тебя несет не по траектории , газу поддать но чуть чуть, машина выравнивается в сторону поворота, это при работе ESP в штатном режиме, а сегодня при отключенном ESP, обьежал препятствие вначале слегка оттормозился это все в заносе происходило, рулем задал нужную траекторию и поддал газу чтоб объхать препятствие , под рулевая соответственно, на пустыре попробуй как себя ведет машина чтоб не вьехать ни куда)))

Опытным путём это понятно. А как рекомендуют именно на Мл, при работающем Esp.
Опубликовано

Прошлой зимой на скорости 80 подъехал к 90 градусгому повороту, а он был полностью во льду. Бросил газ, слегка нажимал тормоз. Проехал поворот даже не занесло...

Если на корову надеть седло, она всё равно не станет мустангом (с)

Опубликовано
  В 21.01.2016 в 20:58, skipovik сказал:

А как правильно вести себя на наших машинах в случае заноса? Притормозить или газку подавить, или не то и не другое.

Если все работает то в занос практически не возможно пустить мл, газку поддать не получится -электронника не даст,задушит мотор

  • + 2
Опубликовано
  В 21.01.2016 в 21:34, skipovik сказал:

 

  В 21.01.2016 в 21:14, Bulbas сказал:

опытным путем выявляется, мне всегда помогает если руль крутишь а тебя несет не по траектории , газу поддать но чуть чуть, машина выравнивается в сторону поворота, это при работе ESP в штатном режиме, а сегодня при отключенном ESP, обьежал препятствие вначале слегка оттормозился это все в заносе происходило, рулем задал нужную траекторию и поддал газу чтоб объхать препятствие , под рулевая соответственно, на пустыре попробуй как себя ведет машина чтоб не вьехать ни куда)))

Опытным путём это понятно. А как рекомендуют именно на Мл, при работающем Esp.

 

Тормоза придумал трус...

M222OM76.png

Опубликовано

Я однажды влетел в крутой поворот на скорости около 80. Все заледенелое. В какой то момент начало заносить, но вдруг машина выровнялась и вернулась на траекторию. Испугался, потом порадовался

Постоянно спрашивай себя: а не х#*ню ли я делаю?

Опубликовано

Тож вчера побаловался)), отключив ЕSP, а так очень удобная система, едешь и не паришься.

Я на ДРАЙВЕ

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек. Условия использования